Существенный вклад в усиление глобальной нестабильности либерализации финансовых рынков и дерегулирования банковской деятельност

Существенный вклад в усиление глобальной нестабильности внесли либерализация финансовых рынков и дерегулирование банковской деятельности, что активнее всего проходили в течение 80-90-х годов ХХ в. Теоретической основой дерегулирования стал тезис о том, что законодательное обеспечение стабильности банковского бизнеса достигается за счет снижения его эффективности. Во многих развитых странах были снятые ограничения на проведение финансовыми институтами и банками разнообразных финансовых операций: заниматься коммерческим кредитованием получили возможность инвестиционные банки, а коммерческие - эмиссионно-учредительной деятельностью, торговлей ценными бумагами и деривативами, страхованием и тому подобное. Следовательно, состоялась диффузия, размывание четких пределов между банковскими и небанковскими финансовыми учреждениями; в США даже появился термин "небанковские банки" (англ. non - bank banks), который отображает форму участия нефинансовых компаний, - розничной торговли, автодилеров и тому подобное - в исполнении ряда банковских операций.

Дерегулирование также проявилось в ликвидации ограничений на процентные ставки по привлечению ресурсов, уменьшении налогов и сборов с финансовых трансакций, широком развитии внебалансовых операций, важнейшей из которых стала секьюритизация активов. Традиционная модель банковского кредитования, которая в западной терминологии получила название "создать для того, чтобы держать" (англ. "originate - to - hold"), то есть содержание заимообразных активов на балансе к погашению, было заменено моделью "создать для того, чтобы распределить" (англ. "originate - to - distribute"). Сегодня масштабная секьюритизация и связанные с ней процессы создания и распространения сложных структурированных ценных бумаг не без основания считаются одними из основных причин мирового финансового кризиса. Стало понятно, что фактически глобальная финансово-кредитная система функционировала не в интересах развития национальных хозяйств, а с целью создания фиктивного капитала, движение которого обеспечивало высокую спекулятивную прибыльность операций на финансовых рынках. Банки развитых стран, пытаясь обеспечить рост доходности бизнеса для акционеров, все более втягивались в высокоприбыльные операции на фондовых рынках во вред традиционной банковской деятельности.

Условия для этого были созданы и процессами дезинтермедиации, которая означает отказ кредиторов и заемщиков от услуг финансовых посредников и их ориентацию на прямое финансирование. Следовательно, в развитых странах все более выразительно начала проявляться модель финансирования, основанная на фондовом рынке (так называемая англосакская), поскольку последний гибко, оперативно и адекватно откликался на потребности в масштабном привлечении финансовых ресурсов экономическими субъектами, включая не только корпоративные структуры, но и правительства. Классический банковский кредит постепенно потерял свое значение как инструмент корпоративного финансирования больших компаний, оставшись источником дополнительных ресурсов только для предприятий малого и среднего бизнеса и частных лиц. Результатом этого стало снижение части банков в общих финансовых активах, в частности, американской экономики из 40% в середине 1970-х годов к около 27% - в середине 1990-х.

На волне дезинтермедиации и физические лица определенным образом стали избегать обращения к банкам для решения своих финансовых проблем. Привлеченные высокими ставками по небанковским финансовым инструментам, они сокращали свои вложения в банковскую систему. Кроме того, в последнее время частные лица активно осуществляют самостоятельное финансирование, используя интернет-порталы, которые поддерживают организацию прямых заимствований, - Prosper com в США и Zopa com в Великой Британии. По данным аналитической фирмы Celent? в США в 2005 году таких кредитов было предоставлено на 118 млн дол., а прогноз на 2010-2015 год составляет почти 5,8 млрд дол.

В настоящее время большинство научных работников и банковских специалистов сходятся в мнении, что после выхода из кризиса мировая банковская система должна вернуться к модели "классического банкинга", где банки исполняют роль финансовых посредников, а потоки капитала привязаны к движению реальных ценностей (товаров, услуг, природных ресурсов). Показательно, что в начале 2009 года во время саммита "Группы двадцати" по финансовым рынкам и мировой экономике, британский премьер-министр Гордон Браун в интервью газете Obsеrver заявил о необходимости того, чтобы банкиры служили интересам национальной экономики, а не распоряжались ею. Предусматривается, что эта "новая классическая модель" будет проще, более прозрачной, менее склонной к рискам, будет учитывать интересы всех заинтересованных сторон - от правительств к обществу в целом, однако должна быть не менее инновационной, чем предыдущая.

02.10.2015


Отправить новый комментарий





реклама на сайте