Системы ГЛОНАСС или GPS – чем они отличаются и основные достоинства

В настоящее время невозможно представить транспортное средство без спутниковой системы. Навигатор помогает не только ориентироваться в незнакомой местности, но и быстро получать информацию о наличии пробок и подобного на дороге. Любой водитель сможет заранее продумывать маршрут, чтобы экономить собственное время и нервы. Многие автомобили оборудованы кнопкой sos, на случай чрезвычайного происшествия.

Каждый знает, что в мире существует две основные системы спутниковой связи:

1. ГЛОНАСС от российского производителя;

2. GPS – американский вариант.

Водитель может устанавливать любую систему, здесь нет каких-либо ограничений. Главное, чтобы было удобно и довольно практично. Что касается системы ГЛОНАСС, то она появилась не так давно, только набирает обороты распространения. GPS существует довольно давно, и в этом нет ничего удивительного. Ведь именно в Америке придумали подобную систему, чтобы улучшить жизнь водителей.

Основы спутниковой связи

Современная спутниковая система предназначена для точного определения местоположения транспортного средства и других объектов. В транспортном средстве подобное осуществляется за счёт специального устройства, которое помогает устанавливать координаты. Его название навигатор.

Спутники, которые находятся около космического пространства, взаимодействуют с конкретной системой навигации и отправляют персональный сигнал. Чтобы получить точные данные, навигатору достаточно четыре спутника. Если их количество будет больше, то это ещё лучше. Из этого следует вывод о том, что навигатор это не просто гаджет, а элемент сложной системы космического позиционирования. Во время передвижения транспортного средства координаты меняются. В связи с этим любая система имеет автоматическое обновление через равный промежуток времени. Происходит новый расчёт расстояния.

К главному преимуществу современной системы относят то, что она способна запоминать местоположение даже в выключенном состоянии. Подобное повышает эффективность прибора, так как не требуется по новой отыскивать орбиту спутника. Для автомобилистом придумали специальную функцию под названием «горячий старт». За счёт неё можно за короткий промежуток времени устанавливать связь со спутниками и получать информацию. Что касается холодного запуска, то требуется порядка 10-20 минут.

Системы ГЛОНАСС или GPS – чем они отличаются и основные достоинства

Создание систем

Хотя первым спутником Земли была советская разработка, вначале родилась именно американская GPS. Ученые обратили внимание на перемены в спутниковых сигналах, зависящие от его перемещения по орбите. Тогда они задумались над методикой расчета не только координат самого спутника, но и привязанных к нему земных объектов.

В 1964 году заработала исключительно военная навигационная система под названием TRANZIT, ставшая первой в мире разработкой такого уровня. Она способствовала запуску ракет с подводных лодок, но точность расположения объекта рассчитывала только на расстоянии 50 метров. К тому же объект этот должен был оставаться абсолютно неподвижным.

Следующая, модернизированная версия появилась спустя 3 года вместе с новым спутником Тиматионом-1 и его собратом Тиматионом-2. Совместно они поднялись на более высокую орбиту и объединились в единую систему, названую «Навстар». Начинала она так же, как военная разработка, но затем было принято решение сделать ее общедоступной для нужд гражданского населения.

Эта система функционирует до сих пор, насчитывая в своем арсенале 32 спутника, обеспечивающих полное покрытие Земли. Еще 8 аппаратов имеются в резерве на некий непредвиденный случай. Двигаясь на существенном расстоянии от планеты по нескольким орбитам, спутники завершают оборот почти за сутки.

Первый советский спутник 1967 года рождения должен был стать единственным, достаточным для расчета координат. Но скоро в космосе появилась целая оборудованная радиопередатчиками система, известная населению как Цикада, военные называли ее Циклоном. Ее задачей стало определение терпящих бедствие объектов, чем она и занималась вплоть до появления ГЛОНАССа в 1982 году.

Советский Союз был разрушен, страна находилась в бедственном положении и не могла изыскать резервы для доведения до ума высокотехнологичной системы. Вся система включала в себя 24 спутника, но из-за финансовых трудностей почти половина из них не функционировала. Поэтому в то время, в 90-х годах, ГЛОНАСС даже близко не могла конкурировать с GPS.

На сегодняшний день российские разработчики намерены догнать и обогнать американских коллег, что уже подтверждает более быстрое обращение вокруг Земли наших спутников. Пусть исторически российская спутниковая система ощутимо отставала от американской, из года в год этот отрыв сокращается.

Создание систем навигации

Преимущества и недостатки

Многим гражданам безразлично, какую именно спутниковую навигацию использует его техника. Они обе доступны без ограничений и взимания платы всему гражданскому населению, в том числе для использования в автомобиле. Если смотреть с технической точки зрения, то шведская спутниковая компания официально заявила о достоинствах ГЛОНАСС, намного качественнее работающей в северных широтах.

Спутники GPS практически не появляются севернее 55-й параллели, а в южном полушарии, соответственно, южнее. Тогда как при угле наклона в 65 градусов и высоте нахождения в 19,4 тыс.км спутники ГЛОНАСС поставляют отличные, стабильные сигналы в Москву, Норвегию и Швецию, что так оценили зарубежные специалисты.

Хотя обе системы имеют большое количество спутников во всех орбитальных плоскостях, другие эксперты все же отдают пальму первенства GPS. Даже при активной программе усовершенствования российской системы на данный момент американцы имеют 27 спутников против 24 российских, что даёт большую чёткость их сигналам.

Достоверность сигналов ГЛОНАСС составляет 2,8 м по сравнению с 1,8 м у GPS. Однако эта цифра достаточно усреднена, потому что спутники могут выстроиться на орбите таким образом, что показатель погрешности возрастёт в несколько раз. Причём такая ситуация может постичь обе спутниковые системы.

По этой причине производители стараются оснастить свои устройства с двухсистемной навигацией, принимающей сигналы и GPS, и ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС:

1) Во время смены небесной координаты происходит неточность определения координат;

2) Имеются прерывания сигнала;

3) Рельеф влияет на результат.

GPS:

1) Можно получить неточный сигнал в результате многолучевой интерференции;

2) Для гражданского пользования существует только ограниченная версия.

Системы ГЛОНАСС или GPS

В общей сложности на орбите постоянно крутится более пяти десятков спутников обеих мировых держав. Как уже было сказано, для получения достоверных координат достаточно хорошего «обзора» 4 спутников. На ровном пространстве, в степи или в поле, любой приёмник сумеет зафиксировать одновременно до десятка сигналов, тогда как в лесу или горной местности связь стремительно исчезает.

Таким образом, цель разработчиков состоит в том, чтобы каждое принимающее устройство было способно связываться с максимальным количеством спутников. Это снова возвращает к идее совмещения ГЛОНАСС и GPS, что уже практикуют в Америке для служб спасения. Как бы ни складывались отношения государств, человеческая жизнь превыше всего, а двухсистемный чип с большей скоростью и чёткостью определит местоположение попавшего в беду человека.

24.11.2017


Отправить новый комментарий





реклама на сайте