Автокредитование 2015 – шаги по краю пропасти

К сожалению, фраза о том, что автомобиль – это средство передвижения, а не роскошь, в нашей стране до сих пор не совпадает с действительностью. Да, в последние годы машин стало покупаться больше, чем в те же 90-е, к примеру. Однако до уровня Запада нам еще расти и расти. Впрочем, в последний год отечественный авторынок переживает не то, чтобы спад, а обвал. Лихорадит рынок, конечно, не впервые, но в этом году ситуация усугубилась тем, что значительный сбой произошел в сфере автокредитования, а ведь именно благодаря займам дилеры в свое время смогли увеличить продажи.

Банкиры боятся

Резкое сворачивание кредитных программ в России началось в связи с недавним кризисом и падением курса рубля. В частности банкиров сбивает с толку сама национальная валюта, отпущенная в «свободное плавание». Да и в целом сложная экономическая ситуация не дает возможности делать сколь либо продолжительные прогнозы. Автокредиты же, как известно, относятся к долгосрочным займам.

Вдобавок к тому, что кредиторы, выдав займы сейчас, рискуют очутиться в убытке из-за обесценивания денег в будущем, так еще и велика вероятность того, что должник окажется неплатежеспособным, потому как в кризис традиционно растет процент увольнений и сокращений. Между тем, у банков и теперь с преизбытком проблемных задолженностей, накопленных за минувшие годы.

Заемщики в шоке

Рассматривая сложившуюся ситуацию, непременно следует подчеркнуть то, что сами по себе кредитные предложения не пропали совершенно, хотя какое-то время банки действительно практически полностью приостанавливали оформление каких угодно крупных займов. Когда ситуация несколько стабилизировалась, и оказалась хоть немного более понятной, финансовые учреждения возобновили выдачу автокредитов. Однако условия их предоставления стали гораздо жестче.

Во-первых, кредиты подорожали, причем заметно – на 5-7%, и это в лучшем случае. При этом не будем забывать, что даже докризисные 15-18% годовых, были не всем по карману. Во-вторых, ужесточились требования к заемщикам. В частности, касательно размера доходов, а также их легальности. Если раньше, автозаем можно было порой получить даже без справки о заработке, то нынче перечень требуемых банками документов – это уже не просто пожелание, а предписание.

В-третьих, банки начали серьезнее относиться к проверкам надежности соискателей. С особым пристрастием изучаются реальные доходы заемщиков, а также наличие за ними непогашенных задолженностей или просроченных кредитов. Все чаще проверкам подвергаются не только соискатели, но и их ближайшие родственники. Разумеется, повышенная требовательность банков не могла не отразиться на проценте отказов по кредитам. Если раньше в автозайме могли отказать либо человеку с очень низкими доходами, либо злостному неплательщику, то теперь отворот поворот могут получить даже добропорядочные соискатели, только из-за того, что банк решил перестраховаться.

Все ждут

Сложившаяся ситуация никого не устраивает. Ни автодилеров, чьи продажи упали порой почти наполовину, ни банки, вынужденные мириться с сокращением прибыли, ни потребителей, которым теперь придется отложить желанную покупку на неопределенный срок. Однако в данных обстоятельствах, ожидание – лучшее решение. В начале года правительство вроде бы заикнулось о возобновлении программы льготного автокредитования, как бывало уже не раз. Впрочем, уже весной чиновники оповестили, что денег на данную программу в бюджете нет, а потому автопрому (даже отечественному) доведется выкручиваться самостоятельно. Измениться ли в дальнейшем ситуация к лучшему – сказать трудно. Правительство обещает, что льготное автокредитование вернется, как только экономика немного стабилизируется. Банкиры соглашаются, и обещают в свою очередь пересмотреть тогда же процентные ставки в сторону их снижения.

02.10.2015


Отправить новый комментарий





реклама на сайте