"Руссо-Балт" - русский автомобиль

В 1869 году фирма "Ван дер Зиген и Шарлье", управление которой находилось в руках немецких и бельгийских предпринимателей, решила открыть филиал в России, в городе Рига. Специализировалась эта компания на выпуске железнодорожных вагонов.

Дела на российской земле пошли хорошо, и уже в 1874 году фирма стала крупнейшим машиностроительным концерном на территории нашей страны. Кроме Риги мощности предприятия разместились в Санкт-Петербурге, Твери, Москве и Таганроге. В том же году предприятие переименовали в "Русско-Балтийский вагонный завод".

Выпускали здесь, в основном, вагоны - пассажирские, трамвайные, товарные. Были открыты цеха по выпуску двигателей для сельхозмашин, молотилок, плугов. Даже собрали несколько аэропланов.

В 1908 году правление решило создать автомобильный отдел и назначило его руководителем И. Я. Фрязенского. На должность главного конструктора из Бельгии был приглашён Жульен Поттер, трудившийся до этого на автозаводе фирмы "Фондю".

Для выпуска первых автомобилей некоторые узлы и детали пришлось завозить из-за границы. Но постепенно на заводе стали строить новые цеха и лаборатории. Через некоторое время практически все детали стали "российскими".

Первый автомобиль был скопирован с бельгийского "Фондю" и назывался С24/30. Кузов у него был открытым, мощность двигателя 24 л.с. (максимальная 30 л.с.). Эти цифры, кстати, использовали в названии нового авто. Коробка имела три передних передачи и одну заднюю. Была использована система карданной передачи. Два тормоза - ручной и педальный - действовали только на задние колёса. Сам конструктор Поттер стал первым испытателем модели. Он доехал из Риги до Санкт-Петербурга без поломок. В последующие годы модель была несколько раз модифицирована - увеличивалась максимальная мощность двигателя. За всё время было выпущено 347 штук - заводской рекорд. В 1913 году свет увидела уникальная машина. Тот же С24 был оснащён резиновыми гусеницами с металлическими вставками и лыжами. Конструктор Кегресс посчитал, что для заснеженных просторов России - это самый подходящий вариант.

В 1911 году С24 занял первое место в ралли Санкт-Петербург - Монако. Он был признан самым выносливым среди всех 87 участников. А всего автомобили под маркой завода выступили в 16 различных соревнованиях.

Высокое качество и надёжность выпускаемого автомобиля привели к тому, "Руссо-Балт" К12 и С24 поступили в гараж Его Императорского Величества.

Большую заинтересованность в автомобилях проявила армия. Их использовали как санитарные и штабные машины. На базе шасси "Руссо-Балтов" стали производить даже броневики.

Всего из заводских ворот было выпущено 623 автомобиля разных моделей. В 1918 году завод национализировали, а в 1919 - закрыт. Интересно, какие автомобили ездили бы сегодня по нашим дорогам, не будь судьба "Руссо-Балта" такой печальной?

27.05.2015


Отправить новый комментарий




реклама на сайте