Московский автомобильный завод

Народная память еще хранит воспоминания о пользовавшемся среди жителей Советского Союза огромной популярностью автомобиле «Москвич». Когда-то для того, чтобы стать его обладателем, нужно было отстоять длинную очередь, которая могла растянуться на несколько лет. Впрочем, подобных трудностей наш народ никогда не боялся и при желании всегда можно было найти возможность, чтобы купить вожделенный автомобиль с рук и эксплуатировать его по доверенности.

История Московского автомобильного завода начинается в 1929 году, правда, на тот момент о возможности разработки собственных моделей речи не было. Изначально в его цехах планировали собирать американские машины «Ford A» и «Ford AA», но уже в начале тридцатых годов завод начал переформатировать производство на грузовики «ГАЗ-АА». Последний «Ford» сошел с московского конвейера в 1933 году, уступив место отечественным машинам.

До 1939 года московское автопредприятие считалось всего лишь филиалом Горьковского автозавода. Никакие комплектующие в столице не производились. Все детали поставлялись в Москву с ГАЗ-а, на месте осуществлялась лишь сборка продукции. Только в 39-ом году завод стал самостоятельным предприятием, но работать по своему профилю долго ему не довелось. Начавшаяся война внесла свои коррективы в жизнь страны и ее жителей. Теперь государство нуждалось в огромном количестве военной техники, которую и стали собирать в цехах завода имени КИМ. Само же предприятие осенью 1941 года было эвакуировано за Урал, где оставалось до окончания войны.

В 1945 году Совет Министров СССР принял решение начать строительство нового автомобильного завода, специализирующегося на выпуске малолитражек. Тогда же впервые прозвучало название «Москвич», именно под такой маркой было решено выпускать продукцию завода, в очередной раз сменившего название. Теперь он стал называться МЗМА.

Среди документов, доставшихся Советскому Союзу в результате победы над фашистской Германией, оказались и разработки модели Opel Kadett K38, серийный выпуск которого в Европе происходил в предвоенные годы. Они и легли в основу первого «Москвича», при чем для отечественного аналога Kadett-а была выбрана его самая дорогая версия. Впрочем, никаких амбиций создать элитный автомобиль у его проектировщиков не было. Просто-напросто постановление о запуске производства Opel под маркой «Москвич-400» в неизменном виде было подписано лично товарищем Сталиным с оговоркой, запрещающей вносить в конструкцию какие-либо коррективы.

Запуск серийного производства первых «Москвичей» состоялся в 1947 году, а уже через год советские автомобили отправлялись на экспорт. Примечательно, что официальные испытания 400-й прошел после того, как попал в массовое производство. Согласно официальным данным, приемная комиссия признала автомобиль пригодным к эксплуатация лишь в 1949 году.

Однако производство не стояло на месте. После смерти Сталина запрет на изменения в чертежах 400-го был снят и в феврале 1954 стартовало производство усовершенствованной версии автомобиля под маркой «Москвич-401». Но это не означает, что его предыдущая версия не имела модификаций. Неизменной оставалась лишь его конструкция, внешний же вид машины претерпевал некоторые изменения. Так, например, в 1949 году был налажен выпуск деревянных фургонов «Москвич», а с 1949 по 1952 с конвейера сходили и первые московские кабриолеты.

К 1950 году на МЗМА было собрано 10 000 автомобилей. Рост благосостояния населения быстро повысил спрос на автотранспорт и в скором времени объемы производства «Москвичей» достигли 50 000 единиц в год. Конечно, дешевыми их назвать было нельзя, при средней зарплате в 601 рубль стоимость легкового автомобиля составляла 8 000. Однако «Москвич» был в два раза дешевле «Победы», поэтому в начале пятидесятых на продукцию московского автозавода выстроилась большая очередь.

В последующие годы модельный ряд «Москвичей» стал быстро обновляться. Производство 401-й модели было прекращено в 1956 году, а уже к 1958-му завод выпускал три новых: 402-ю, 407-ю и 423-ю. В августе 1958 407-я и 423-я модели были представлены на международном автосалоне в Брюсселе, где получили первые престижные награды – золотые медали.

Ветер больших перемен на заводе задул в январе 1968 года. К этому времени завод пережил довольно много значимых событий, среди которых выпуск миллионного автомобиля, а также запуск первой партии ставшего впоследствии культовым «Москвича-412». Возможно, предчувствуя успех новой модели, появившейся осенью 1967-го, руководство завода решило модернизировать производство. Весной в серию были запущены «Москвич-427» и фургончик «Москвич-434». Осенью завод ожидало очередное переименование. Наконец-то он обрел название, хорошо известное каждому жителю постсоветского пространства – АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола).

Дальнейшее развитие производства было стремительным. Его продукция пользовалась бешеной популярностью, а количество сошедших с конвейера автомобилей исчислялось миллионами. В августе 1974 года общее количество собранных «Москвичей» превысило два миллиона. Продукция АЗЛК отправлялась на экспорт, при этом среди ее потребителей числились не только страны соцлагеря, которым, по большому счету, и деваться-то было некуда, но и европейские государства, среди которых Франция, Италия и Бельгия. Не брезговали советскими автомобилями и главные идеологические враги – США, которые тоже числились клиентами московского автозаводы. «Москвичи» экспортировались в 78 стран, а общее количество отправленных за границу машин к 1977 году превысило один миллион.

В 1975 году было налажено производство еще одной популярной модели – «Москвич-2140». Через пять лет число покинувших заводские ворота «Москвичей» превысило три миллиона. Казалось, ничто не может помешать стремительному развитию производства. Инженеры завода постоянно разрабатывали новые модели, автомобили выставлялись на престижных международных салонах, были разработаны специальные гоночные модификации популярных моделей, занимавшие на соревнованиях призовые места. Однако история завода начала постепенно подходить к концу.

В 1988 году, когда только начинали озвучиваться идеи гласности и перестройки, на АЗЛК было прекращено производство модели 2140. К тому времени инфляция в СССР достигла небывалых размахов, да и чернобыльская катастрофа оказала довольно сильное влияние на экономику, которая все никак не могла переориентироваться с плановой на рыночную. Материальное благосостояние людей заметно ухудшилось, что не могло не сказаться на потребительском спросе. Выжить в таких условиях было трудно любому предприятию, при этом, чем оно было крупнее, тем сложнее было справиться с трудностями.

Тем не менее, в 1989 году в производство была запущена новая модель – «Москвич-2141». Печальную славу она обрела летом 1990 года, когда в автокатастрофе погиб кумир молодежи лидер группы «Кино» Виктор Цой. Возможно, в какой-то степени этот трагический случай оказал влияние на дальнейшую судьбу модели, спрос на которую не превзошел ожидания. Но, что более вероятно, стремительно нищавшему населению было просто не до покупки машин. А в скором времени не стало и страны.

Несмотря на то, что производство на «Москвиче» удалось сохранить и в 90-е, былой популярностью отечественные машины уже не пользовались. В страну хлынул поток западного автохлама, качество которого оказалось намного выше, чем последних отечественных разработок. В 1997 году представители завода объявили о выпуске сразу трех новых моделей – «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир» и «Святогор», но и это уже не могло спасти положение.

И все же в 1998 году с конвейера АЗЛК сошел пятимиллионный автомобиль. Тогда же была представлена новая полноприводная модель «Калита», так и не попавшая в серийное производство. Год спустя руководство завода заявило о разработке очередных моделей, «Дуэт-1» и «Дуэт-2», но всерьез эти заявления уже никто не принял.

К осени 2001 года сборка автомобилей «Москвич» была полностью прекращена. Спустя год также было остановлено производство запчастей и комплектующих. В 2007 году ОАО «Москвич» было ликвидировано. Часть его производственных площадей было решено снести, а на их месте построить современные жилые и офисные помещения, а в оставшихся начать сборку Renault Logan. «Москвич» умер и никаких надежд на его возрождение не осталось.

05.06.2015


Отправить новый комментарий





реклама на сайте