Стратегии поведения на рынке

Существование фирмы на рынке требует соблюдения некоторых правил. И самое главное из них: развитие любого бизнеса должно быть планируемым. Если владелец бизнеса задумывается только о получении прибыли одномоментно, такая компания долго не просуществует. Для продуманного роста и развития бизнеса нужна стратегия поведения на рынке. Не смотря на то, что развитие каждой компании индивидуально, стратегии классифицированы по общим похожим признакам.

Так еще из университетского учебника по менеджменту можно вспомнить классификацию известного американского ученого Ф.Котлера. По его теории существует четыре типа стратегий. Так первый из них – стратегии лидеров рынка. Это поведение на рынке крупных компаний, для которых важнее удерживать лидерство, чем достигать его, при этом участвуя в жесткой конкурентной борьбе. Они используют оборонительные и наступательные стратегии, либо занимаются расширением собственного рынка, стараясь избежать борьбы и ища новые направления развития. На любом, например, региональном рынке можно увидеть борьбу двух или трех крупных компаний, от которой по сути больше всего получают пользы покупатели, в тот или иной момент переходящие от одного продавца к другому. Так это могут быть две крупных сети продовольственных магазинов в одном городе.

Второй тип поведения на рынке – стратегии претендентов на лидерство. Цели таких компаний – занять лидирующее положение на определенном рынке, потеснив нынешних лидеров. Тут чаще развиваются новаторские разработки, есть стремление к выпуску нового товара, с тем, чтобы сократить по максимуму издержки при производстве и получить возможность обогнать лидеров, хотя бы по цене. Примером такого вида стратегии можно назвать развитие собственного регионального производителя, который конкурирует с крупными федеральными компаниями.

Далее в списке Котлера идут стратегии последователей. Это пути развития компаний малого и среднего бизнеса, которые действуют в тени лидера, копируя его маркетинговые ходы, а иногда, и эксплуатируя его бренд. У последователей покупают либо из близости к бренду лидера, либо, ошибочно принимая за лидера. Самой лучшей стратегией последователей является путь развития. Когда предлагается тот же продукт, что и у лидера, но с большим преимуществом для покупателя: лучше сервис, ниже цена, больше дополнительных услуг. Здесь легко можно назвать продавцов любой модной одежды или элитной парфюмерии и любых других продавцов бренда. К этой же категории легко отнести автодилеров.

И последняя категория по Котлеру - стратегии обитателей ниш. Это поведение на рынке компаний малого бизнеса или начинающих компаний любого масштаба. Основной задачей их как раз и является найти свое место на рынке, научиться продавать свой товар, в конечном итоге – завоевать своих клиентов.

И все эти стратегии нужны лишь для того, чтобы у владельца бизнеса было четкое понимание к чему и как движется его компания.

02.10.2015


Отправить новый комментарий




реклама на сайте