Как диагностировать непонятные стуки и шумы в двигателе? Что такое стук?

Посторонние стуки и шумы сопровождают машину на протяжении большой части ее «жизни». Слабые и сильные, звонкие и глухие – они кроме того что раздражают слух еще и способствуют снижению комфорта.

Как правило, все такие звуки оповещают о поломках в агрегатах и узлах. В автомобиле таких источников звуков может быть много, но самыми основными из них является рулевое управление, мотор, ходовая часть и трансмиссия. В таком ряду  мотору отведено особое место, что и не удивительно, так как существенные нагрузки на его элементы  имеют периодический знакопеременный характер и соответствуют частоте вращения коленвала. Конечно 3 тыс. ударов в минуту или, например 30 тыс. ударов одной детали о другую на протяжении 10 минут способны приводить к очень неприятным последствиям.

В отношении стука, появляющегося в силовом агрегате, водители, как правило, начинают интересоваться двумя вопросами: сколько автомобиль еще проедет и насколько дорогим и сложным будет его ремонт? Для механика-моториста важным является вопрос: в чем заключается причина стука? Если правильно ответить на него, то можно все расставить на свои места, это относится и к возможности дальнейшей эксплуатации мотора автомобиля и степени сложности будущего ремонта. Но к огромн6ому сожалению, не всегда возможно дать правильный и точный ответ на то, что именно вызвало стук в конкретном случае. Даже если за дело возьмется высококвалифицированный моторист, который обладает огромным опытом и имеет «абсолютный» слух, он тоже может ошибиться. Так что уже вообще говорить об обычных водителях и менее опытных механиках?

Но в данной ситуации цена ошибки является очень высокой. Можете себе представить следующую ситуацию: вас успокоили, сообщив, что ничего страшного нет, вы, включив музыку и нажав посильнее педаль газа, едите и через несколько минут такой езды, шатун пробивает блок цилиндров. Либо же механик «приговорит» мотор к капремонту, а после его разбора убеждается, что возникший ранее стук вообще не имеет никакого отношения к силовому агрегату и его механической части.

Еще более сложно без проверки и разборки всех агрегатов и деталей ответить на вопрос о причине возникновения стука. Разумеется, с практики многим известны случаи установки некачественных комплектующих при сборке двигателя, когда их чрезмерный износ становится основной причиной стука. Но обычно дефекты тех деталей, которые способствуют вызову стука, являются следствием нарушений правил эксплуатации силового агрегата и их естественного износа. Усложнить данную задачу можно еще больше, если дефекты отдельных деталей, вызывающих стук, начинают проявляться под видом скрытых поломок остальных узлов двигателя или других деталей.

В общем, причины появления стуков и шумов двигателя являются «темным» делом, поэтому и определить первостепенную причину этого не так то и легко. Но все же, попробуем внести некоторую ясность, но лишь некоторую, так как стуки бывают многообразными, как и неисправности, связанные с ними и всех их невозможно описать. Попробуем выразить основные принципы, они позволят легче определить причину.

Итак, что собой представляет стук? Как правило, стук в моторе появляется в районах сопряжения деталей, в процессе увеличения критической величины между зазорами. При нормальном охлаждении деталей и нормальной смазке повышенная шумность может возникать при увеличении в два раза величины номинального зазора, и чем больше этот зазор, тем сильнее стук.

Стук становится причиной удара одной детали по другой, при этом в местах соударения наблюдаются очень высокие нагрузки. Постепенно ударные нагрузки начинают разрушать сопрягаемые поверхности, и этот процесс происходит быстрее при большей силе удара. Ну а, учитывая, что данная сила удара находится в прямой зависимости от величины зазора, то при его увеличении возрастает и скорость износа деталей. Проще говоря, как правило, стук прогрессирует, становится более сильным. По поводу прогрессирования этого процесса можно сказать, что он всегда зависит от целого ряда факторов: материала, конструкции, действующих нагрузок, условий охлаждения и смазки, технологии производства деталей и т.д. Именно по этой причине некоторые узлы, такие как ГРМ могут в изношенном состоянии работать тысячи километров, в то время как поломка других деталей после появления стука происходит через  несколько десятков или сотен километров, к таким деталям, например можно отнести кривошипно-шатунный механизм.

Порой стук может появляться  в сопряженных деталях и при нормальных зазорах, а также при отсутствии явного износа. Стук такого рода может появляться  из-за снижения вязкости масла при разбавлении его другими жидкостями или при перегреве,  из-за больших нагрузок, а также при заедании деталей. Если неблагоприятный фактор будет устранен, то стук сразу пропадает, но так бывает лишь в тех случаях, когда сопряженные детали не успевают получить заметных повреждений.

Как бы там ни было, а появившийся в дороге стук мотора является безотлагательным поводом для немедленного проведения диагностики. Именно от правильно поставленного диагноза во многом зависит объем тех ремонтных работ, которые необходимо выполнить: может для устранения стуков придется снять, а затем полностью разобрать силовой агрегат, хотя, конечно же, не стоит исключать  и те варианты, которые могут потребовать лишь частичной разборки, может быть и такое, что появившийся стук вообще никак не связан с мотором. Как показывает практика, мало знать лишь причину появления стука, чтобы не ошибиться.

08.08.2014


Отправить новый комментарий




реклама на сайте